четверг, 29 октября 2009 г.

Реклама... польза или вред?

На написание этой статьи меня натолкнули слова одной из моих сокурсниц по академии, которая закончила факультет управления рекламного дела и не пошла работать по специальности, заявив, что эта работа шла вразрез с ее моральными принципами. К тому же, в кругу моих знакомых многие считают рекламу не более чем обманом и средством вытягивания денег из кармана простого народа. Так ли это на самом деле?

Для начала рассмотрим основную цель рекламы, каковой является привлечение новых покупателей тех или иных товаров и услуг. Но любой, кто потрудится открыть книгу по менеджементу рекламы, и не только, любую книгу по искусству продаж, прочтет, что из 100 человек, увидевших рекламу, только 20 проявят интерес к рекламируемому продукту. Тут уже впору вспомнить "Принцип 80/20" Коха. Тем не менее рекламное дело процветает.

Прежде всего хочу обратиться к психологическим аспектам рекламы. Мне часто доводилось слышать то, что телевизионная реклама - это что-то вроде 25-ого кадра, один человек даже назвал ее "кодированием населения". Да, принцип действия телевизионной рекламы схож с 25-ым кадром. Смотрим фильм и тут на самом интересном месте запускают рекламный ролик. А наш мозг все еще продолжает с жадностью поглощать информацию с экрана. Вот и получается, что по крайней мере, первые минуты рекламы были нами поглощены без какого-либо фильтра. То же самое происходит с рекламой в журналах, которые мы читаем. Наш мозг воспринимает написанное, не делая особой разницы между тем, что видят глаза, текст статьи или рекламный блок. Аналогичная ситуация происходит и с рекламными щитами на дорогах, в метро, автобусах. Яркие рекламные картинки мелькают перед нашими глазами и нет-нет, да заскакивают в наше подсознание. А потом мы идем в магазин, и покупая мороженое или крем для обуви, невольно обращаем внимание на тот продукт, чья реклама не так давно мелькала перед нашими глазами. Вот и получается, что реклама - это своего рода программирование, негативный аспект нашей жизни, - раз нас программируют, значит, мы руководимся уже не нашими личными желаниями, а тем, что "подкинули" в наши бедные головы услужливые масс-медиа.

С другой стороны от этого так называемого программирования есть и польза, которая заключается во взаимодействии нашего подсознания с полученной рекламной информацией. Я в дискуссиях по поводу рекламы часто привожу в пример следующее... Женщина стареет, не знаю как для мужчины, но для женского пола этот процесс по-настоящему страшен. Каждое утро, стоя перед зеркалом в ванной она тщательно считает количество появившихся морщин, - процедура весьма не веселая по своей сути. И тут ей на глаза попадается реклама антивозрастного крема, в такого рода рекламе часто используется изображение "до" и "после", как его называют рекламисты, то есть два снимка: один - лицо до использования рекламируемого крема и второй - после. После чего у нашей женщины появляется надежда, у женщин такое часто происходит - вот куплю этот крем и стану моложе, красивее и т.д. И, конечно же, идет покупать крем. И становится моложе и красивее, а другая, идя за покупкой с мыслью "а вдруг поможет" через несколько дней завляет, что ее обманули, что этот крем не эффективен и т.д. И эта женщина не понимает, что по сути ее обманула не реклама, а она сама. Поскольку очень часто в использовании косметических и многих других продуктов важно не столько качество, хотя и оно немаловажный фактор, а то, насколько сильно верит потребитель, что именно это средство ему поможет изменить себя, жизнь и т. д. "По вере вашей воздастся вам" (из Библии).

Как резюме, реклама - это своего рода воздействие на каждого из нас, программирование, если хотите,  тут трудно спорить, но только от нас самих зависит, что можно из него извлечь - пользу или вред.

1 комментарий:

The greatest man in the world комментирует...

Привет Оксана! Хорошая статья, много интерсных моментов затронуто. Безусловно рекламодатели несут огромную ответсвенность, намного большую, чем просто выбор продукта. Уже подрастающие поколение люди 16-18 лет буквально воспитываются ей, причем уже в 4 года они знают вс е о пиве, прокладках, полезных конфетах с витамином C и т.д. Так что с рекламой все очень не просто.
Здорово! Так держать!