На написание этой статьи меня натолкнули слова одной из моих сокурсниц по академии, которая закончила факультет управления рекламного дела и не пошла работать по специальности, заявив, что эта работа шла вразрез с ее моральными принципами. К тому же, в кругу моих знакомых многие считают рекламу не более чем обманом и средством вытягивания денег из кармана простого народа. Так ли это на самом деле?
Для начала рассмотрим основную цель рекламы, каковой является привлечение новых покупателей тех или иных товаров и услуг. Но любой, кто потрудится открыть книгу по менеджементу рекламы, и не только, любую книгу по искусству продаж, прочтет, что из 100 человек, увидевших рекламу, только 20 проявят интерес к рекламируемому продукту. Тут уже впору вспомнить "Принцип 80/20" Коха. Тем не менее рекламное дело процветает.
Прежде всего хочу обратиться к психологическим аспектам рекламы. Мне часто доводилось слышать то, что телевизионная реклама - это что-то вроде 25-ого кадра, один человек даже назвал ее "кодированием населения". Да, принцип действия телевизионной рекламы схож с 25-ым кадром. Смотрим фильм и тут на самом интересном месте запускают рекламный ролик. А наш мозг все еще продолжает с жадностью поглощать информацию с экрана. Вот и получается, что по крайней мере, первые минуты рекламы были нами поглощены без какого-либо фильтра. То же самое происходит с рекламой в журналах, которые мы читаем. Наш мозг воспринимает написанное, не делая особой разницы между тем, что видят глаза, текст статьи или рекламный блок. Аналогичная ситуация происходит и с рекламными щитами на дорогах, в метро, автобусах. Яркие рекламные картинки мелькают перед нашими глазами и нет-нет, да заскакивают в наше подсознание. А потом мы идем в магазин, и покупая мороженое или крем для обуви, невольно обращаем внимание на тот продукт, чья реклама не так давно мелькала перед нашими глазами. Вот и получается, что реклама - это своего рода программирование, негативный аспект нашей жизни, - раз нас программируют, значит, мы руководимся уже не нашими личными желаниями, а тем, что "подкинули" в наши бедные головы услужливые масс-медиа.
С другой стороны от этого так называемого программирования есть и польза, которая заключается во взаимодействии нашего подсознания с полученной рекламной информацией. Я в дискуссиях по поводу рекламы часто привожу в пример следующее... Женщина стареет, не знаю как для мужчины, но для женского пола этот процесс по-настоящему страшен. Каждое утро, стоя перед зеркалом в ванной она тщательно считает количество появившихся морщин, - процедура весьма не веселая по своей сути. И тут ей на глаза попадается реклама антивозрастного крема, в такого рода рекламе часто используется изображение "до" и "после", как его называют рекламисты, то есть два снимка: один - лицо до использования рекламируемого крема и второй - после. После чего у нашей женщины появляется надежда, у женщин такое часто происходит - вот куплю этот крем и стану моложе, красивее и т.д. И, конечно же, идет покупать крем. И становится моложе и красивее, а другая, идя за покупкой с мыслью "а вдруг поможет" через несколько дней завляет, что ее обманули, что этот крем не эффективен и т.д. И эта женщина не понимает, что по сути ее обманула не реклама, а она сама. Поскольку очень часто в использовании косметических и многих других продуктов важно не столько качество, хотя и оно немаловажный фактор, а то, насколько сильно верит потребитель, что именно это средство ему поможет изменить себя, жизнь и т. д. "По вере вашей воздастся вам" (из Библии).
Как резюме, реклама - это своего рода воздействие на каждого из нас, программирование, если хотите, тут трудно спорить, но только от нас самих зависит, что можно из него извлечь - пользу или вред.
1 комментарий:
Привет Оксана! Хорошая статья, много интерсных моментов затронуто. Безусловно рекламодатели несут огромную ответсвенность, намного большую, чем просто выбор продукта. Уже подрастающие поколение люди 16-18 лет буквально воспитываются ей, причем уже в 4 года они знают вс е о пиве, прокладках, полезных конфетах с витамином C и т.д. Так что с рекламой все очень не просто.
Здорово! Так держать!
Отправить комментарий